В.K.Миняйловский а.к.а. vakomin (vakomin) wrote,
В.K.Миняйловский а.к.а. vakomin
vakomin

Осенний Алтай - первый фотосрез или снятие сливок

Свежие фотовпечатления в номер..
Осенний Алтай. Мультинские озера. Река Мульта. Гора Караташ. Ледник Актру. Курайская степь. Плато Ештыкель. Озеро Джангысколь. Река Катунь. Река Чуя. Северо-Чуйский хребет. Курайский хребет.
Привет вам, други мои! Отмазки по поводу моего длительного отсутствия я засунул под кат, а здесь я хочу поделиться целой гаммой чувств, в основе которой лежит восхищение первозданной природой горного Алтая. Не зря я так много лет согревал и лелеял маленькую мечту "съездить на Алтай". Но всему свое время, как говорится. Если бы я съездил туда лет десять тому назад, то по прошествии этих лет воспоминания уже поблекли бы и было бы немного обидно. Ведь фотки сделанные обычной мыльницей (десять лет назад у меня другого и не было) вряд ли бы смогли передать эту красоту должным образом. А сейчас вот полный порядок! Есть кастрюля фотокамера подходящая и снимки получились такие, что и через десять лет посмотрев сразу же все вспомнишь все до мельчайших деталей! Собственно, в чем я и приглашаю вас убедиться)

Ориентировка для photo-timeline наблюдателей:
Автором всех фотографий в этой заметке являюсь я. Текст также оригинальный, а не скомпилированный из различных источников. А если есть цитаты из сторонних источников, то они отмечаются курсивом. О стороннем использовании фотографий и текста можно прочитать в моем профиле.

- в конце поста ссылка постоянно обновляемый список новых фотоотчетов из осенне-горно-алтайской серии.

... ибо пропадал я долго) Две недели в поездке и потом еще месяц в "отключке".. В этот раз эффект от поездки (в Алтай) совершенно другой. Пост-нирвана какая-то, а еще появилось ощущение, что сделано что-то очень-очень важное, а после этого и дух перевести не грех. Тем более что у меня начались очередные каникулы. Вот я и предался самой что ни на есть праздной жизни - проводил очень много времени с семьей, принимал гостей, гонял на велике с лучшим другом, читал книжки, посмотрел сериал True Detective 2 и т.д. и т.п.

Весь 2015 год прошел (помимо обычной ежедневной рутины) сначала в подготовке к поездке в Исландию, а потом в "разборе исландских полетов" и написании фотоотчетов. Причем мне почему-то втемяшилось в голову, что до поездки на Алтай надо продвинуться по исландской серии как можно дальше, ибо потом еще и алтайские фотоматериалы будут поджимать. В итоге, с января по сентябрь семья меня почти не видела. В общем, по возвращению с Алтая я несколько недель "восстанавливал справедливость" (см. 1-й абзац) и почувствовав в какой-то момент, что ситуация "пошла на поправку", начал понемногу посматривать в сторону алтайских фотоматериалов. И вот вам первый результат:

Мультинские озера.  Реки Мульта, Катунь и Чуя.  Гора Караташ.  Ледники Актру.  Курайская степь.  Плато Ештыкель.  Озеро Джангысколь.  Северо-Чуйский, Катунский и Курайский хребет.

1. Первая "интересная" точка в нашем алтайском путешествии: Мультинские озера. Как мы туда добирались и все прочие подробности конечно будут, но попозже. А пока я предлагаю насладиться рассветной тишиной на северном берегу Нижнего Мультинского озера. Коряга напоминает застывшего окуня громадных размеров, над гладью озера стелится туман, а горные вершины освещаются только-только взошедшим солнцем. Зажмуришь глаза сохранив в памяти эту картинку и кажется, что там и находишься в этот момент. Ну разве не чудесно?

2. А это уже Среднее Мультинское  озеро. Тоже с северной стороны. Туда мы направились сразу же, побросав вещи в домики и немного придя в себя после 3-х часовой "заброски" по бездорожью на "шишиге" (ГАЗ-66). Где-то рядом шумят Шумы - небольшой водопад между Нижним и Средним Мультинским озерами (есть перепад в несколько метров между уровнями моря воды в соседствующих озерах). На заднем плане Катунский хребет. Дикая и практически нетронутая природа вызывала беззучный восторг, который перекатывался по всем уголкам моей души. Ка-а-а-а-айф!

3. На следующий день. Западное побережье Среднего Мультинского озера. Вследствие некоторых технических неполадок (об этом позже) я не был достаточно экипирован, чтобы отправиться со всей группой на высокогорное озеро Куйгук и вместо этого у меня на ближайшие два дня появилась индивидуальная программа, о чем я нисколечко не жалею.

4. Вечером первого из 2-х самостоятельных дней, после 2-х часов поисков я все-таки нашел бирюзовую речку со спокойными водами. Ее я увидел и рассмотрел через телеобъектив (70-200 мм) забравшись насколько можно высоко неподалеку от места моего будущего ночлега на восточном берегу. Рассмотрел и конечно захотел поснимать ее вблизи. Егерь Андрей переправил меня на моторке на другую сторону озера и как раз к закату я и нашел это удивительной красоты место.

5. Хорошенько выспался в домике егеря и с утра пораньше я отправился к Верхнему Мультинскому озеру. Восемь километров по тропе туда и восемь обратно. Особенный привкус этому приключению придавало то, что в течении дня на всей территории прилегающей к этой тропе я был один. Только перед самым возвращением я повстречал четверых ребят направлявшихся к Верхнему Мультинскому озеру с ночевкой. У меня была помимо созерцания красот только одна забота - избежать встречи с косолапыми, которых там водится достаточно. Мне повезло и обошлось без нежелательных встреч на тропе.

Река Мульта то приближалась, то отдалялась от тропинки.  А уж когда приближалась, то я конечно выходил на бережок поснимать и полюбоваться. Кстати, хотел сказать вот о чем. То ли Алтай так на меня повлиял, то ли просто пришло время измениться.. Во время пребывания на Алтае я большую часть времени именно созерцал и наслаждался красотой природы и меньшую часть - занимался непосредственно фотопроцессом. Может я конечно снял меньше классных кадров и еще там что-то упустил, но с Алтая я вернулся умиротворенным, абсолютно счастливым и заряженным положительной энергией.

6. Верхнее Мультинское озеро поменьше Среднего и Нижнего, но.. Как говорится, мал да удал.. Бирюзовые воды в обрамлении заснеженных гор Катунского хребта, разбросанные тут и там коряги и высохшие поваленные деревья.. Да и солнце не подкачало)) Светило прямо в лоб.  "Спиной к солнцу каждый снимет"))), а вот так даже интереснее..

7. Место слияния рек Катунь и Чуя. Вот там, слева. Видите? Небольшой приток - это и есть Чуя, а Катунь.. Раз в пять шире и у нее очень даже неплохо получается подковки гнуть)) А еще река Катунь вместе с рекой Бия образуют реку Обь. К стыду своему, я об этом только сейчас узнал.

8. Едем дальше по Чуйскому тракту в сторону марсианских пейзажей неподалеку от поселка Кош-Агач. И вот очередная остановка: турбаза "Мены" возле поселка Акташ. А в лесу, совсем неподалеку, совершенно чудесное озерцо. Оно имеет несколько имен: Гейзерное, Мены, Потайное. Для меня так осталось загадкой: откуда гейзеры здесь, ведь вулканов поблизости вродь бы и нет? Но это мелочи, красота то какая! Очень мне напомнило долину девяти озер (Jiuzhaigou) в китайской Сычуани.

9. От места нашей следующей ночевки (юрточный кемпинг Тыдтуярык) до этих марсианских пейзажей в долине ручья Кызыл-Чин минут двадцать на авто. Были мы на этой точке два раза: на закате и на следующий день в утренние часы. Сказать честно, в отличие от всей нашей банды фотографов, я не особо вдохновился по приезду на эту точку. Ведь у себя дома я без труда могу найти такие пейзажи. Ну типа "стоило ли ехать на Алтай, чтобы увидеть то, чего и дома вполне достаточно". Но красота заката взяла свое и я, поддавшись общему настроению, также увлекся фотосъемкой.

10. Если вечером у меня еще хватило энтузиазма бродить среди разноцветных оврагов в поисках хорошего кадра, то следующим утром я "отбившись от коллектива" сосредоточился на созерцании разноцветных гор и синего неба. Для этого забрался на соседнюю горку и наблюдал, как ма-а-а-ахонькие фотографы со своими треногами мелкими перебежками перемещаются по цветным оврагам. А когда подошло время возвращаться, я спустился к месту, где была запаркована наша газелька и вдруг нежданно-негаданно наткнулся на этот желто-голубой оазис.

11. Следующим пунктом нашей программы были ледники Актру и гора Караташ в инкрустации пожелтевших елочек лиственниц. Там мы провели около двух суток в довольно таки расслабленном темпе. Было время и на закатную съемку, и на прогулку к ледникам, и на ночную фотосьемку звездного неба, и на мастре-класс. Алтай практически с самого начала путешествия неизменно нас баловал необычно теплой погодой, ярким солнцем и, что нас немного огорчало, почти полным отсутствием облаков. Только в первый вечер на Мультинских озерах мы их видели в достаточно объеме (фото №2), а на следующий день их стало совсем мало (фото №6) и потом они практически исчезли (фото №7 - №11).

12. Прямо из альпийского лагеря "Актру" мы отправились на плато Ештыкель. С озером Джангысколь вполне приличных размеров соседствует пересеченная местность с небольшими прудами-заводями и отрезками суши самой разной формы, которые в середине сентября укрыты желтым ковром высоких трав и конечно особым украшением предстают пожелтевшие лиственницы стоящие то тут, то там группками и поодиночке. В одной научной публикации этот природный ландшафт прописан следующим образом: "Система мерзлотных бугров (мини-пинго) и термокарстовых воронок в южной части озерно-болотного комплекса". Понятно? :-)

Вот как раз здесь ясная и теплая погода закончилась. Небо затянуло плотными дождевыми облаками, а нам так хотелось увидеть то, что за ними. А именно заснеженные вершины Северо-Чуйского хребта (далее СЧХ). В какой-то момент плотная завеса из туч чуть-чуть приоткрылась и хоть дождь и продолжал лить, все мы с большой надеждой ринулись искать точки для съемки, чтобы быть готовыми в нужный момент. Ведь никто не гарантировал что "счастье продлится долго". Но к сожалению наши приготовления были тщетными и в тот вечер СЧХ так нам и не открылся и в память о "несбывшихся надеждах" остался этот вполне даже симпатичный кадр.

13. Но маленькое чудо все-таки произошло. Хоть на плато Ештыкель чудесных вершин СЧХ мы так и не увидели, но зато.. Ночью дождь чудесным образом превратился в снег и утром нас ждала такая вот потрясающая картина.

14. Горные вершины так и не открылись нам и все, что нам удалось запечатлеть - это подножия величественных гор, но зато внизу было сказочно красиво. Была тихая безветренная погода и можно было в полной мере наслаждаться великолепными отражениями в маленьких заводях.. Ночевка в палатках на плато Ештыкель, вечер до и день после.. При всех плюсах и минусах это было замечательным приключением и..

Есть только одно, о чем я жалею.. Сапоги резиновые у меня классные - настоящие Hunters купленные в фирменном магазине на Риджент-стрит в Лондоне незадолго до поездки в Исландию. Но они все же уступают болотникам (пусть хоть и изготовленным в Китае) "глубиной погружения" и посему я частенько останавливался в тех местах, где глубина доходила до колена, а суровые фотографы укомплектованные болотниками продолжали свой путь дальше на недоступную для меня глубину. Правда обманчивая уверенность в непотопляемости чуть не завела в глубокую трясину Лешу Скалина и Сашу Медведева (если мне не изменяет память), но все закончилось благополучно.

15. Крайней точкой базирования перед возвращением в Барнаул был гостевой дом в поселке Кызыл-Таш. А в двадцати минутах езды по Чуйскому тракту есть такая замечательная viewpoint. С нее открываются необозримые просторы на заснеженные вершины Северо-Чуйского и Курайского хребтов. Опять же, говорю это чисто теоритически, ибо и в это утро облака (хоть уже и не дождевые) скрывали от нас эти самые вожделенные вершины.

Но если бы их не было, эта фотография не получилась бы такой задумчиво-мечтательной. Прошу обратить внимание на то, что красные солнечные лучи восхода все-таки нашли себе дорогу в облаках и нежно-нежно закрасили красно-розовым нижний слой облаков. Видите разницу между теми, что касаются горки и теми, что выше. Самого солнца в тот момент не было и это как для меня - маленькое чудо.

16. В планах на крайний день (перед возвращением в Барнаул) еще была поездка к озеру Киделю. Но там была непонятка с местами на турбазе, которая из-за низкого качества связи все никак не отвечала на телефонные звонки. То есть на 99% предполагалась снова ночевка в палатках плюс время потраченное на переезд. На совместном совете было решено остаться в уютном гостевом доме в Кызыл-Таше. Сэкономленнное время потратить на мастер-классы, съездить на закатную съемку в курайскую степь неподалеку от села Кызыл-Таш, а на следующее утро поехать снова на ту же точку (фото №15) в надежде на то, что горные вершины откроются в добавок ко всем остальным красотам восхода солнца.

Опущу подробности, но утренний выезд (в 4 утра) на эту точку я проспал. Причины у меня были почти уважительные, но о них я расскажу, когда доберусь (если вообще) до подробного фотоотчета об этом заключительном дне в горном Алтае. Ну проспал и проспал, с кем не бывает.. В чем прелесть горного Алтая - так это в том, что даже если ты проспал на выезд или у тебя нет теплого спальника, чтобы отправиться с ночевкой на горное озеро вместе со всеми.. Всегда есть какая-нибудь замечательная альтернатива..

В этот раз я, хорошенько выспавшись прихватив фотокамеру, отправился сам на прогулку в курайскую степь. Не знаю как на той точке (выезд куда я проспал), а здесь горные вершины Северо-Чурайского и Курайского хребтов наконец открылись во всей своей красе. Да к тому же коровки и какие-то редкие полусохранившиеся развалины былых колхозных построек служили замечательным антуражем к пожелтевшим лиственницам с заснеженными горными вершинами на дальнем плане.

17. Еще один снимок сделанный тем же утром. Идет бычок качается, вздыхает на ходу))  И никуда не спешит.. Наверное тоже наслаждается красотой природы)) На заднем плане Северо-Чуйский хребет. Если хорошенько присмотреться, то можно увидеть как ветер поднимает в воздух и гоняет туда-сюда снег на самых вершинах.. Это было замечательное солнечное утро. После завтрака нас ждал семисот километровый переезд в Барнаул, далее ночевка в отеле, самолет до Москвы, пересадка и еще один перелет и вот я уже и дома.